Функциональная грамотность
Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
— это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Читательская грамотность
Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Естественно-научная грамотность
Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
Математическая грамотность
Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
Финансовая грамотность
совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
Креативное мышление
способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
Глобальные компетенции
сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем
Документы
2021- 2022 учебный год
Указ президента РФ о национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года
Приказ № 1684/694/1377 от 18 декабря 2021 года
Приказ № 249 от 21 сентября 2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»
Приказ №4 от13 января 2022 «О внесении изменений в приказ № 249 от 21 сентября 2021
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ Ульяновской СШ
2022- 2023 учебный год
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: сохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).
Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:
4. Естественнонаучная грамотность
5. Задания для начальной школы (на уроках математики, окружающего мира, чтения)
План мероприятий по формированию функциональной грамотности обучающихся МБОУ Ульяновской СШ
Повышение квалификации педагогов по формированию функциональной грамотности
1. Тест «Цифровые компетенции педагога»
2. Вебинары для педагогов по формированию функциональной грамотности
Методические рекомендации для педагогов и родителей по формированию функциональной грамотности:
1. Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности.
2. Методические рекомендации для учителей и родителей.
3. Сборник информационных материалов по формированию функциональной грамотности для учителя.
Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)
1. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук»